Что нужно знать о поверке приборов учета

Что нужно знать о поверке приборов учетаПоверка приборов. Что понимают под этим термином и не является он обычной проверкой работоспособности приборов? А также зачем она нужна и когда ее проводят? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Поверку время от времени должны проходить все средства измерений. Ведь любой прибор, к сожалению, рано или поздно изнашивается и показывает некорректные данные. Часы, например, хотя бы иногда необходимо сверять с сигналами точного времени. А для поверки измерительных приборов используют более точные эталоны. Таким образом, поверка - вид испытаний приборов на пригодность. Процесс этот достаточно сложен и проводится в России уже давно. Организатором его выступил в 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев, который использовал тогда самые современные метрологические принципы. При участии ученого создали первую в стране Московскую поверочную палатку мер и весов. В настоящее время это учреждение известно как ФГУ «Ростест-Москва» и является крупнейшим российским учреждением практической метрологии. Ежегодно в нем сверяют с эталонами огромное количество измерительных приборов. В настоящий момент оно превышает 2,5 миллиона.

В наш быт понятие поверка вошло лишь недавно. Еще пару лет назад поверкой счетчиков занимались только поставщики энергоресурсов. Существовавшие ранее цены на «свет» и «газ» мало волновали обывателей и они не очень-то волновались по поводу корректной работы приборов измерения. Люди, как правило, доверяли показаниям и особо насколько точно они отражают данные. Сегодня ситуация другая. Нам приходится оплачивать все, даже воду, над чем 30-40 лет тому назад посмеялся бы любой советский человек. Существующие тарифы не назовешь низкими, к тому продолжают расти, а за достоверность счетчиков приходится отвечать самим. Кто же как не владелец счетчика должен быть заинтересован в точности измерений? Однако напоминание о необходимости произвести поверку счетчика владельцы встречают чаще всего не очень радостно и задумываются: что такое - «поверка», так ли она нужна, куда обращаться для ее проведения?

Итак, поверка теплосчетчиков очень необходима. Заинтересованы в нем производители приборов, продавцы, а также мы с вами, простые потребители. Ведь прибор может врать. Причем обманывать он может как в выгодную для нас сторону, так и в не очень. В последнем случае, не поверив своевременно средство измерений, придется оплачивать то, что используют другие. Такое нередко случается. Но самое главное, что в этом виноват тот, кто переплачивает. Почему он своевременно не проверил корректность своего прибора? Или другой вариант. При обнаружении просроченной  поверки индивидуального счетчика, контроллер может отказать в снятии показаний, даже если хозяин будет настаивать в достоверности информации. В этом случае лучше не спорить и не оправдываться. За тот срок, когда использовался просроченный прибор, счет будет выставлен по тарифу.

Что же нужно учитывать, приобретая средство измерения какого-либо ресурса (тепла, электроэнергии, воды, газа)? Обязательно необходимо обратить внимание на «МПИ» - межповерочный интервал, который производитель указывает в паспорте. Это не гарантийный срок обслуживанием, а именно МПИ - период времени, после которого счетчик должен быть сдан в метрологическую службу на поверку. Для этого его придется демонтировать в присутствии представителя обслуживающей вас организации, отвезти на поверку, выждать необходимый период времени, установить прибор на место и опломбировать его. МПИ определяет исходя из результатов серьезных испытаний, проводимых в одном из метрологических центров, например, в старейшем метрологическом центре России - государственном центре Ростест-Москва. Чем дольше МПИ смог обеспечить изготовитель, тем лучше для потребителя. Приборы с более длительным сроком поверки стоят дороже. Поэтому потребитель должен решать на что сделать ставку: приобрести дешевый прибор с минимальным сроком МПИ или вложить деньги в  дорогой прибор с максимальным периодом поверки. Покупая индивидуальный измерительный прибор, всегда необходимо выяснять дату изготовления.

Лучше если прибор будет «свежим». Тогда и межповерочный интервал будет длительнее. Ведь за основу МПИ принимают не дату приобретения, а дату выпуска. И если средство измерения слишком долго находится в магазине, тем меньше оно будет служить потребителю.

Счетчик воды считает воду, а одновременно и наши с вами деньги. Поэтому поверка требует серьезного отношения. Сдавая прибор на поверку необходимо удостовериться, что фирма, ее осуществляющая имеет лицензию и аттестована на обеспечение единства измерений. К тому же не лишне убедиться, что Область аккредитации Аттестата входит необходимый вам вид поверки. Другими словами фирма может быть уполномочена поверять счетчики воды и тепла, но не иметь аккредитации на поверку индивидуальных электросчетчиков. Не доверяйте такой важный процесс как поверка фирмам-однодневкам, неизвестным организациям. То что быстрее, дешевле, ближе не всегда лучше. Целесообразнее проводить поверку в официальных центрах метрологии (ФГУ ЦСМ). Для столицы - это, конечно же, Ростест-Москва.